Часть 4. Андрогин
Андрогинный Адам
*В Торе, в книге Берешит, по отношению к созданию Хавы используется слово “בָּנָה” (банá), что переводится как “построил” или “создал”. Это слово встречается в стихе Берешит 2:22:
“И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену и привел ее к человеку”
*На иврите этот стих звучит так:
“וַיִּבֶן יְהוָה אֱלֹהִים אֶת־הַצֵּלָע אֲשֶׁר־לָקַח מִן־הָאָדָם לְאִשָּׁה וַיְבִאֶהָ אֶל־הָאָדָם׃”
Слово “בָּנָה” (банá) буквально означает “строить” или “построить”, что подчеркивает творческий и созидательный аспект процесса создания Хавы из ребра Адама.
Слово “יִּבֶן” (йивен) является формой глагола “בָּנָה” (банá), что переводится как “построил” или “создал”.
В контексте Берешит 2:21-22:
“וַיַּפֵּל יְהוָה אֱלֹהִים תַּרְדֵּמָה עַל־הָאָדָם וַיִּישָׁן וַיִּקַּח אַחַת מִצַּלְעֹתָיו וַיִּסְגֹּר בָּשָׂר תַּחְתֶּנָּה׃ וַיִּבֶן יְהוָה אֱלֹהִים אֶת־הַצֵּלָע אֲשֶׁר־לָקַח מִן־הָאָדָם לְאִשָּׁה וַיְבִאֶהָ אֶל־הָאָדָם׃”*
“И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и когда он уснул, взял одно из ребер его и закрыл то место плотью. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену и привел ее к человеку”.
Некоторые современные исследователи и переводчики считают, что слово “צֵלָע” может также означать “сторона” или “часть”, что могло бы изменить традиционное понимание этого отрывка. Однако исторически и в большинстве традиционных переводов принято использовать именно слово “ребро”. Это стало частью устоявшейся интерпретации данного текста.
Использование слова “ребро” в переводе связано с тем, как переводчики понимали и интерпретировали древнееврейское слово “צֵלָע” (цела).
Я склонен считать, что речь идёт о генетическом материале. Например, стволовые клетки. Вот как это может быть связано с гипотезой о наблюдателях.
Современные знания о стволовых клетках и генетике дают нам основания рассматривать этот процесс как некий прообраз современной биотехнологии.
Сегодня, с развитием науки, можно переосмыслить древние тексты с учетом новых знаний. Например, упоминание о “ребре” понятно древним людям как наиболее близкий им способ описания сложного процесса, который сегодня мы могли бы интерпретировать как манипуляцию с клетками.
Предложение использовать концепцию стволовых клеток для объяснения создания Хавы демонстрирует, как древние тексты могут быть истолкованы через призму современных научных знаний, что может обогатить наше понимание этих текстов и их значения.
После создания Хавы, АК впервые был назван ИШ (мужчина). В книге Берешит, глава 2, стих 23, он произносит:
“И сказал человек: вот это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою (иша), потому что взята от мужа (иш).”
На иврите этот стих звучит так:
“וַיֹּאמֶר הָאָדָם זֹאת הַפַּעַם עֶצֶם מֵעֲצָמַי וּבָשָׂר מִבְּשָׂרִי לְזֹאת יִקָּרֵא אִשָּׁה כִּי מֵאִישׁ לֻקֳחָה־זֹּאת׃”
. Это первое упоминание АК как “иш” происходит в контексте признания Хавы как его партнерши, созданной из его же сущности. И теперь можно назвать Адама АИ (Адам Иш).
Означает ли это, что до той операции АК не был мужчиной?
Интерпретация того, что до создания Хавы АК не был “иш” (мужчина), может зависеть от понимания текста и его контекста. Вот несколько возможных подходов к этому вопросу.
Согласно некоторым еврейским интерпретациям и комментариям, АК изначально был андрогинным существом, содержащим в себе как мужские, так и женские начала. Хочу предположить, что АК обладал хромосомным набором, который включал как мужские (XY), так и женские (XX) половые хромосомы, и был существом с возможностью дифференциации на оба пола. Такая концепция может быть использована для символического или метафорического представления. То есть это могло бы объяснить способность АК стать источником как мужского, так и женского генетического материала. Создание Хавы из ребра АК могло быть актом разделения этого существа на два отдельных – с генетически и биологически определенными половыми характеристиками.
Разделение на две пары половых хромосом позволило бы создать два отдельных организма – мужчину и женщину, с полноценными генетическими наборами.
В современном научном контексте это можно интерпретировать как получение половых хромосом – X и Y, что определяют мужской и женский пол. В таком случае, создание Хавы из ребра АК можно видеть, как символический акт разделения генетического материала для создания двух отдельных, но взаимосвязанных существ. Разделение АК на мужчину и женщину подчеркивает их функциональные различия и взаимодополняемость. Это может быть понято как акт, который позволяет каждому полу проявлять свои уникальные характеристики и роли в рамках общей гармонии.
Написано, что Бог делал только Хаву. А у АК взял нечто. И здесь самое интересное, что Он взял, какой материал послужил основой для строительства Хавы? И при этом АК стал АИ мужчиной.
Вопрос о том, что именно Бог взял у АК для создания Хавы, является предметом многих интерпретаций и обсуждений. В тексте говорится, что Бог взял “ребро” (цела). Это ребро может быть символом чего-то более фундаментального, например, генетического материала. Ребро содержит костный мозг, который в свою очередь содержит стволовые клетки, способные к дифференциации и развитию до превращения в различные типы клеток. Если рассматривать это с точки зрения современной науки, можно представить, что Бог взял клетку или ткань, содержащую полные генетические данные, и использовал их для создания Хавы. В этом процессе АК и Хава получают свои половые различия, что символически может соответствовать актам выделения и создания половых хромосом (X и Y).
Таким образом, библейский текст можно интерпретировать как символическое описание глубокого процесса, который мы сегодня можем понимать через призму современных научных знаний о генетике и биологии.
У человека есть 23 пары хромосом, одна из которых определяет пол: XX у женщин и XY у мужчин. С точки зрения генетики женщина может быть создана из мужского генетического материала, если имеется подходящий генетический набор.
Костный мозг, содержащийся в ребре, богат стволовыми клетками. Эти клетки обладают уникальной способностью дифференцироваться в различные типы клеток, что могло бы быть использовано для создания нового организма.
В контексте библейского текста можно представить, что Бог применил принцип, напоминающий генетическую инженерию. Взяв часть тела АК, Бог мог извлечь клетки с полным генетическим набором и применить их для создания Хавы, изменив или использовав нужные хромосомы для получения женского организма.
Взятие ребра может символизировать акт создания женского организма с помощью генетического материала, содержащегося в ребре, что позволило бы АК стать полноценным мужчиной (иш), а Хаве – женщиной (иша). После взятия ребра или клеток у АК, Бог мог осуществить генетическую модификацию, выделив Y-хромосому для создания мужских половых характеристик у АК и оставив только X-хромосомы для создания женских половых характеристик у Хавы.
В процессе создания Хавы у АК остаются мужские половые хромосомы (XY), что и определяет его как мужчину. То есть, первоначально андрогинное существо становится мужчиной после удаления женских хромосом. Можно сказать, что перед тем, как сконструировать Хаву (иша), Бог сделал из АК Адама мужчину (АИ).
Изначально: АК (андрогинное существо) имеет полный набор хромосом: XX и XY.
Извлечение части тела: Бог берет клетку или часть тела АК, содержащую полный набор хромосом.
Предположим, что версия об андрогинном АК верна. Тогда операцию можно трактовать, как разделение его на мужчину и женщину. А точнее, получение половых хромосом. АК был андрогинным существом громадного роста и по разным вводным не очень походил на человека современного. Вполне логично предположить, что его генетическая сущность была иной. Наличие дополнительной пары половых хромосом может объяснить его уникальные характеристики. То есть, у АК были 22 пары аутосом и две пары половых хромосом. С точки зрения современной генетики у человека 23 пары хромосом, из которых 22 пары аутосом (соматических хромосом) и одна пара половых хромосом. Таким образом, гипотеза, что у АК было 22 пары соматических хромосом и две пары половых хромосом, не соответствует стандартному набору хромосом у человека. Однако, если рассматривать андрогинное состояние АК с дополнительными половыми хромосомами, то логично предположить, что он мог иметь 24 пары хромосом.
Итак, предположение следующее. В процессе создания Хавы Бог взял часть тела АК (например, ребро), извлек клетку с полным набором хромосом, включая обе пары половых хромосом, извлек женские половые хромосомы (XX) и использовал их для создания нового организма – Хавы. Оставшиеся мужские хромосомы (XY) определили АК как мужчину. Основываясь на таком предложении о хромосомах, можно рассматривать этот рассказ Торы как аллегорию или символическое изображение процесса создания женщины как отдельного и уникального существа.
Извлечение клетки с полным набором хромосом из ребра АК, включая обе пары половых хромосом, а затем извлечение женских половых хромосом (XX), которые использовались для создания Хавы, может символизировать идею о том, что женщина и мужчина различны, но в то же время взаимосвязаны и дополняют друг друга. Мужские хромосомы (XY), оставшиеся в АК, могут быть интерпретированы как символ его мужского пола и его роли в качестве мужчины. Таким образом, рассказ о создании Хавы из ребра АК с использованием хромосом может быть понят как символическое выражение идеи о том, что мужчина и женщина представляют собой две половины, которые вместе составляют целостное и гармоничное единство.
Итак, изначально у АК было 23 пары хромосом, включая одну пару половых хромосом (XY). Извлечение генетического материала: Бог берет часть тела АК (например, ребро), содержащую клетки с полным набором хромосом (23 пары, включая XY), и использует генетический материал для создания Хавы. Взятый генетический материал содержит одну X-хромосому от АК, и чтобы создать пару XX для Хавы Бог дублирует эту хромосому. Таким образом, генетический материал АК используется для создания женщины (Хавы) с женскими половыми хромосомами (XX). АК изначально имел XY хромосомы и после создания Хавы остался мужчиной с набором хромосом XY.
В контексте современного понимания генетики можно предположить, что АК имел стандартный набор хромосом (23 пары, включая XY). Бог использовал клетки АК, содержащие X-хромосому, и дублировал её, чтобы создать Хаву с женскими хромосомами (XX). Это объясняет процесс создания Хавы и становления АК мужчиной с точки зрения современной генетики, без необходимости предполагать наличие 24 пар хромосом. Этот подход сочетает современные научные знания о генетике с библейским повествованием, объясняя процесс создания Хавы и превращение АК в мужчину без необходимости предполагать наличие дополнительных пар хромосом.
Была ли использована для дублирования хромосома из соматической клетки?
Извлечение генетического материала. Бог берет генетический материал АК, содержащий соматические клетки с полным набором хромосом (23 пары, включая XY). В соматических клетках содержатся все хромосомы, включая одну X-хромосому и одну Y-хромосому. В современной науке дублирование или клонирование хромосом возможно путем различных биотехнологических методов. Например, процесс, называемый соматической клеточной ядерной передачей (СКЯП), позволяет создать полный набор хромосом для нового организма. В данном случае Бог мог бы использовать одну X-хромосому из соматической клетки АК и дублировать её, чтобы получить две X-хромосомы (XX), необходимые для создания женского организма (Хавы).
Также мы можем предположить, что у АК были и XY, и XX хромосомы, и Бог взял XX хромосомы для создания Хавы. Это означало бы, что Адам изначально имел два набора половых хромосом. В этом случае процесс можно описать следующим образом.
Изначальное состояние АК: он имел 23 пары хромосом, включая две пары половых хромосом – одну мужскую (XY) и одну женскую (XX).
Извлечение генетического материала: Бог берет часть тела АК, содержащую клетки с полным набором хромосом, включая оба набора половых хромосом (XX и XY). Из клетки АК извлекаются женские половые хромосомы (XX). Из извлеченных XX хромосом создается новый организм – Хава. У АК остаются мужские половые хромосомы (XY), что делает его мужчиной. У Хавы кариотип – 22 пары аутосом и половые хромосомы XX, она создана как женщина.
Итог. Этот процесс объясняет, как из андрогинного существа могло быть создано два отдельных – мужчина и женщина, с использованием генетического материала, и соответствует современным научным представлениям о хромосомах и генетике. То есть, кариотип АК был представлен 21 парой аутосом и двумя парами половых хромосом.
Давайте уточним этот момент с точки зрения современной генетики. У человека 23 пары хромосом, из которых 22 пары аутосом и одна пара половых хромосом. Таким образом, появляется гипотеза, что у АК были 21 пара аутосом и две пары половых хромосом, что не соответствует стандартному набору хромосом у человека. Однако если рассматривать андрогинное состояние АК с дополнительными половыми хромосомами, то логично предположить, что он мог иметь 23 пары хромосом, из которых одна пара была двойной половой хромосомой (XX и XY). Это означает, что у АК могли быть дополнительные половые хромосомы.[1]
А зачем Бог усыплял АК, зачем указано, что после операции это место закрыл? Это Божественное вмешательство. Усыпление АК подчеркивает Божественный характер действия. Бог усыпляет его, чтобы показать, что этот акт творения полностью под Его контролем и является чудом.
Усыпление и закрытие раны – это глубокие символы в Торе. Писание подчеркивает, что Бог усыпил АК перед операцией и закрыл место операции плотью после извлечения ребра. Эти действия могут иметь несколько объяснений:
- Избежание боли: усыпление АК избавило его от боли, дискомфорта и возможного травматического опыта, что также подчеркивает заботу Бога о своем творении.
Физиологические и практические интерпретации. Анестезия и хирургия: в современном медицинском контексте усыпление пациента перед операцией является стандартной практикой для предотвращения боли и движений, которые могут помешать хирургическому процессу. Это можно интерпретировать как древнее понимание необходимости анестезии.
- Сокрытие процесса: усыпление предотвратило запоминание АК деталей процесса создания, чтобы он не запомнил процесс создания, не увидел его деталей и не смог передать это знание. Таким образом, процесс творения остается тайной.
Усыпление АК и закрытие раны были мерами для скрытия деталей создания. Это предотвращало любопытство и эксперименты. Знание деталей процесса могло привести к попыткам повторения или исследования, что нарушило бы сакральность акта творения.
Скрытие деталей создания Хавы имеют аналогии в еврейской мысли и подтверждаются как теологическими, так и практическими соображениями. Усыпление АК и закрытие раны служат для сохранения сакральности акта творения, предотвращения злоупотребления знанием и защиты духовной чистоты. Это подчеркивает мудрость и предусмотрительность в действиях Бога.
- Полное восстановление: закрытие места операции плотью символизирует завершение процесса творения и восстановление целостности тела АК, подчеркивая, что после создания Хавы АК остался полноценным и невредимым.
Скрытие следов: закрытие раны и восстановление тела АК могло быть способом скрыть физические доказательства операции, чтобы последующие поколения не могли обнаружить и понять детали процесса, и чтобы предотвратить любопытство и эксперименты.
Символическое завершение: закрытие раны также символизирует завершение процесса творения, возвращая тело АК в целостное состояние, что может быть воспринято, как сокрытие Божественного вмешательства.
Если процесс создания Хавы был бы известен в деталях, это могло бы привести к попыткам его повторить или изучить. Скрытие этих деталей предотвращает такие попытки и сохраняет уникальность Божественного акта.
Подчеркивание важности акта: эти детали также могут служить для подчеркивания значимости и уникальности акта создания Хавы, демонстрируя, что это был тщательно продуманный и выполненный процесс.
Сохранение мистики и святости: скрытие процесса создания также помогает сохранить мистический и священный характер этого события, делая его особенным и недоступным для человеческого вмешательства и любопытства.
Защита священного знания: эти меры помогают сохранить мистический и священный характер акта творения, подчеркивая его уникальность и Божественное происхождение.
Эта интерпретация добавляет еще один слой понимания к библейскому повествованию и подчеркивает мудрость и предусмотрительность в действиях Бога.
Мое предположение о том, что усыпление АК и закрытие места операции могли быть мерами для сокрытия деталей процесса создания, перекликается с некоторыми аспектами еврейской мысли. В иудаизме существует множество комментариев (мидрашей) и интерпретаций (Пшат, Драш, Ремез и Сод), которые рассматривают различные аспекты библейских текстов, включая создание человека. Вот несколько примеров и аналогий.
На книгу Бытие в Мидраш Рабба есть много обсуждений о том, почему Бог усыпил АК. Один из комментариев говорит о том, что усыпление было необходимо, чтобы избежать боли, что также могло включать и предотвращение запоминания процесса создания.
Талмудические комментарии. В Талмуде и мидрашах часто обсуждается процесс творения. Например, раввинские авторитеты говорят о том, что Бог действовал скрытно, чтобы не показать все свои методы и процессы творения людям, сохраняя элемент Божественной тайны.
Каббалистические интерпретации. В каббалистической традиции есть идеи о том, что детали Божественного творения скрыты от людей для сохранения сакрального знания и предотвращения злоупотребления. Каббалисты считают, что полное понимание Божественных процессов может быть опасным для людей, не подготовленных к этому знанию.
Символизм и сокрытие в еврейской традиции.
Скрытие божественного знания: в еврейской мысли часто подчеркивается, что Бог скрывает некоторые аспекты Своих действий и замыслов, чтобы люди не могли полностью понять или использовать это знание для своих целей. Это соответствует идее о том, что процесс создания Хавы был скрыт, чтобы предотвратить дальнейшее исследование и вмешательство.
Забота о духовной чистоте: закрытие места операции также может символизировать духовное восстановление и чистоту, что соответствует еврейской идее о сохранении святости и мистики Божественных действий.
Предотвращение злоупотреблений: мое предположение о том, что скрытие деталей процесса создания могло предотвратить злоупотребления, соответствует многим еврейским текстам, которые предупреждают о необходимости осторожного обращения с Божественным знанием.
Сбережение сакральности: сохранение сакральности и таинственности божественных действий – важная тема в иудаизме. Это подчеркивает особую роль Бога как Творца и защитника священных знаний.
И ещё одну важную деталь надо отметить. Бог волен создавать, менять, творить что пожелает и как пожелает. Но мы читаем, что была проведена сложная оперативная работа по трансформации АК в иш и конструирование из материала АК-иш Хавы-иша. Это наводит на простую мысль. Ту замкнутую систему, которою Бог создал, он сам же не нарушает. Мир, созданный Им неизменен в своей основе. А значит в этой замкнутой системе заложен алгоритм, который человечество может понять, осознать и двигаться в нужном направлении к своему источнику. Равно, как и разрушить, что несомненно проще.
Ссылки
[1] В Берешит 2:21-23 говорится:
“И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и когда он уснул, взял одно из ребер его и закрыл то место плотью. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену и привел ее к человеку. И сказал человек: вот это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою (иша), потому что взята от мужа (иш).”
На иврите:
“וַיַּפֵּל יְהוָה אֱלֹהִים תַּרְדֵּמָה עַל־הָאָדָם וַיִּישָׁן וַיִּקַּח אַחַת מִצַּלְעֹתָיו וַיִּסְגֹּר בָּשָׂר תַּחְתֶּנָּה׃ וַיִּבֶן יְהוָה אֱלֹהִים אֶת־הַצֵּלָע אֲשֶׁר־לָקַח מִן־הָאָדָם לְאִשָּׁה וַיְבִאֶהָ אֶל־הָאָדָם׃ וַיֹּאמֶר הָאָדָם זֹאת הַפַּעַם עֶצֶם מֵעֲצָמַי וּבָשָׂר מִבְּשָׂרִי לְזֹאת יִקָּרֵא אִשָּׁה כִּי מֵאִישׁ לֻקֳחָה־זֹּאת׃”