Толдот. Мои мысли.
То, что предложено Вашему вниманию (хотя, честно говоря, я не совсем точно представляю себе аудиторию, к которой обращаюсь), ни в коем случае не претендует на то, чтобы считаться серьезным исследованием, и уж тем более, на комментарии к Книге Книг. Да и опыта писательского у меня маловато, можно сказать, никакого нет. А удержаться уже не могу, то есть, мысли свои удержать не могу. Они пчёлками кусучими роятся внутри меня, взлетают звёздочками в небо, падают оттуда и несутся с бешеной скоростью, освещая на своём пути серебряными нитями магические бесконечные пространства Вселенной и уже здесь, на Земле, расталкивая друг друга испуганными овечками, разбредаются по зелёным лугам в поисках пищи, а насытившись, возвращаются к своему пастуху, который ведёт своё стадо на старенькую ферму, где состригает с овечек нежную шерсть. А из этой шерсти, потом ткут одежду тёплую, а я этой одеждой укрываюсь. Хожу в ней, сижу в ней и даже на ночь её не снимаю, когда ложусь спать. А по утрам, аккуратно поправив свою одежду, сотканную из вчерашних мыслей и поуютней расположившись в прилегающем пространстве, слушаю, как шепчет ветер, а вместе с ним и мои губы: “Шшшшмммааааа Исраээээль.Адонай элохэээээйнуууу. Адонай эхааааааааад”. Ну и, конечно, кроме “недержания” мыслей, к написанию этой статьи меня толкало желание показать потенциальному читателю, что Тора — живая книга и герои этой книги — исключительно живые люди, а не застывшие архетипы, и события, проходящие перед нашими глазами, — это живые прекрасные истории с глубоким смыслом, а не покрытые вековой пылью догмы.
Не бойтесь обнажать своё сердце, открывая и изучая Книгу. И тогда древнее Писание засияет для вас новыми гранями, вы увидите, что кажущееся очевидным — не столь очевидно, что не надо спешить с выводами, что поверхностные суждения мешают пониманию сути происходящих в Торе событий. В частности, насколько тяжело оценить степень этичности или аморальности тех или иных поступков героев Книги. Как пример того, что происходит в моей голове во время чтения Торы, для этой статьи я взял главу “Толдот”
Часть 1
Хотел бы начать со строчек главы “Толдот”, которые удивили меня больше всего:
(Тора-29-34:29. И сварил Йааков похлебку, и пришел Эсав с поля, а он устал. 30. И сказал Эсав Йаакову: Дай же мне глотнуть от этого красного, красного, ибо устал я. Потому нарек ему имя Эдом. 31. И сказал Йааков: Продай, как сей день (ясен), твое первородство мне. 32. И сказал Эсав: Вот я близок к смерти, для чего же мне первородство? 33. И сказал Йааков: Поклянись мне, как сей день (ясен). И поклялся ему и продал свое первородство Йаакову. 34. А Йааков дал Эсаву хлеб и похлебку чечевичную и тот ел и пил, и поднялся и пошел и пренебрег Эсав первородством.)
Ну, господа, не странно ли это? Эйсав, который, согласно Мидрашу и другим источникам, ходил изучать Тору вместе с Яковом в йешиву Шема, который обладал уникальными знаниями, которого любил Ицхак, да и вообще, был человеком нестандарным по ловкости, силе, уму, хитрости и т.д., продал своё первородство за дешевую похлёбку из чечевицы. Великий охотник и рыболов, вдруг оказался просящим у своего младшего брата немного простой чечевичной похлёбки. Профессиональный добытчик, он ничего не мог добыть: ни мяса, ни рыбы, не мог с деревьев сорвать плоды. Не мог найти никаких остатков растений в поле, с которого пришел к Якову. В конце концов, почему еду у Якова он не отобрал силой? Да послал бы вероломный и бесшабашный Эйсав подальше брата с его переговорами о продаже первородства, хватанул тазик с чечевицей в руки, да и съел чего там оставалось. Ан нет, Эйсав ведёт с Яковом диалог. Его рассуждения поднимаются до мыслей о смерти (“…Вот я близок к смерти, для чего же мне первородство?”) И не приведя не одного аргумента вслух, он сдается, проиграв в непродолжительной полемике. И объясняют нам во многих книгах, что не ценил он своё первородство. Предположим. Тогда зачем, через некоторое время, после того, как Ицхак благословил Якова, Тора говорит: (Тора 27.34-36. Когда услышал Эсав речи отца своего, издал он вопль великий и горький очень.) А чего, собственно, расстраиваться? Ну не ценил, к чему слезы из-за пустяков. Но мы видим, что не всё равно Эйсаву, есть у него благословение Ицхака или нет. Он за него, буквально, сражается:
(Тора27-36. И сказал он: Потому ли нарек ему имя Йааков, что обошел меня дважды: мое первородство взял и вот ныне взял мое благословение! И сказал он: Неужели ты не оставил мне благословения? ).
Совершенно не понятно. Какие претензии к брату? Клятву же дал, по рукам с Яковом ударил, и, на тебе, прямо истерика. Т.е. Эйсав заявляет, что не считает сделку о продаже первородства честной. Он был обманут, о чем прямо и говорит Ицхаку. В чем же обман, если договорённость была открытой? Один предложил – другой согласился. Странное, даже непонятное поведение Эйсава. Явно происходит что-то не так. И тут я подумал: может, Эйсав не умел или не любил готовить? Нет — тоже не так: (Toрa27.31. И приготовил также и он яства и принес отцу своему) – это Тора говорит об Эйсаве. А вот цитата из Торы, которая сообщает нам о поварском искусстве Якова
(Toрa27.14. И пошел он, и взял, и принес (продукты — авт.) матери своей; и приготовила его мать яства, как любил его отец.)
Так что, скорее уж Яаков не умел готовить. Во всяком случае, чтобы его папе понравилось.
Вот теперь я попробую высказать, возможно, не совсем ординарное предположение по поводу описываемых событий. У Эйсава была железодефицитная анемия (это не утверждение, а только предположение!), построенное на прочитанном в Торе “анамнезе”. Что это значит? У Эйсава был пониженный гемоглобин. Какие же клинические проявления данного заболевания?
Мышечная слабость, нарушения вкуса и обоняния — появление “заед” в углах рта, тусклый цвет волос и их “сечение”, затруднение при глотании твердой и жидкой пищи, эпизоды недержания мочи. A какие причины данного заболевания? Причина хронической железодефицитной анемии почти всегда — кровопотери, и желудочно-кишечный тракт занимает здесь первое место. Общее правило — анемия у мужчин всегда плохо, всегда опасно!
Условно все причины железодефицитной анемии можно подразделить на 3 группы:
- Низкий гемоглобин, связанный с уменьшением компонентов для синтеза гемоглобина.
К этой группе причин относится уменьшение поступления в организм с пищей или нарушенное всасывание в желудочно-кишечном тракте компонентов, из которых синтезируется гемоглобин, а именно, аминокислот и железа. Это бывает при белковом голодании, при недостатке железа в употребляемой пище, при хронических заболеваниях желудочно-кишечного тракта с нарушением всасывания данных компонентов, при резекции желудка двенадцатиперстной кишки или всего тонкого кишечника.
2.Пониженный гемоглобин, связанный с нарушением самого синтеза гемоглобина при достаточном количестве пластических компонентов.
К этой группе причин относятся генетические нарушения или состояния, при которых наблюдается нарушение синтеза составляющих гемоглобина, а именно гема или глобина, при достаточном количестве строительного материала (аминокислот и железа).
3.Снижение гемоглобина, связанное с повышенной потерей гемоглобина. К этой группе причин относятся кровопотери, генетические нарушения или состояния, приводящие к повышенному гемолизу эритроцитов.
Снижение уровня гемоглобина в крови приводит к развитию анемии. По уровню снижения гемоглобина в крови определяют тяжесть анемии. Учитывая, что Эйсав был охотником, легко можно предположить, что он вступал постоянно в схватки с животными, серьёзно ранился в погонях за ними о ветки в густых первозданных лесах, участвовал в драках – т.е. кровь проливал регулярно, наверное, в этом случае, мы можем говорить о хронической анемии. Так что же нужно делать для восстановления гемоглобина — пополнять железо.
Это значит, что требуется специальная диета, основой которой являются продукты, богатые железом.
Но иногда процесс заходит настолько далеко, что одной диеты бывает мало, и тогда железо назначают внутрь в виде таблеток или вводят непосредственно в кровь в виде инъекций. Надо отметить, что железо помогает нашему организму обогащать каждую клетку кислородом. Поэтому низкий гемоглобин очень неприятное явление, которое сказывается на всех органах и системах и на нашей повседневной жизни. Но вместе с тем следует отметить, что при правильном питании поднять низкий гемоглобин не так уж и сложно. Давайте рассмотрим, откуда же мы можем пополнить запас столь драгоценного микроэлемента как железо. Возвращаемся к Торе.
(Тора,Толдот. Дай же мне глотнуть /הלעימבי/ от этого красного, красного, ибо устал я) — дай похлебать мне Букв, “залей мне в горло”, заправь меня. Глагол, использованный здесь для описания действия, не встречается больше в тексте Торы.
Очевидно, что не есть хотел Эйсав, а плохо себя чувствовал или, как он говорит, устал. Не говорит он: «Есть дай». Говорит: «Заправь меня». А почему так? А потому что при анемии, как было отмечено выше, человеческие мышцы не функционируют нормально, они ослаблены. Эйсав не может практически двигаться, он даже не может сам взять в руки ложку и поднести ко рту. Он просит Яакова помочь ему справиться с болезнью, он просит лекарство, а не еду. А “влей в меня, заправь” – это вместо инъекции. И ничего необычного для обоих братьев не случилось. Во всяком случае, Яаков не удивился, что брату плохо. Он точно знал, что происходит и почему Эйсав просит этого “красного-красного”. А красным была — красная египетская чечевица. И вот теперь весьма интересная информация. Чечевица является одним из немногих продуктов нашего питания, к которым наш организм и наша пищеварительная система адаптированы генетически. Процесс такой полной адаптации занимает не одно столетие. В блюдах и продуктах, приготовленных из чечевицы, есть почти все, что нужно нашему организму. Плоды чечевицы более чем на треть состоят из белка. По своим питательным качествам чечевичный белок ничем не уступает мясному белку. К тому же он намного легче усваивается нашим организмом и не имеет тех жировых компонентов, которые сопровождают мясной белок. По питательным свойствам, и по целебным качествам, продуктов равных чечевице в растительном мире нет. В состав белка чечевицы входят незаменимые для нашего организма аминокислоты (например, лецитин). Блюда из чечевицы, служат для нас поставщиками основных витаминов и минералов, которые полностью усваиваются. Например, по содержанию железа, ей нет равных. Чечевица имеет одно очень ценное свойство. Она не накапливает в себе никаких вредных или токсичных элементов (нитратов, радионуклидов и пр.). Благодаря этому, чечевица, выращенная в любой точке земного шара, может считаться экологически чистым продуктом.
Лечебные свойства чечевицы известны с глубокой древности. На основе чечевичного зерна готовили европейские лекари «Аравийское укрепляющее», считавшееся панацеей. Употребление в пищу блюд из чечевицы полезно для сердца и необходимо для кроветворения. Введение в рацион салатов из чечевицы, чечевичных супов и каш, позволяет больным сахарным диабетом нормализовать уровень сахара в крови. Пюре из чечевицы полезно при болезнях пищеварения (колитах, язвах и др.). Чечевица используется человечеством в пищу с незапамятных времен. Чечевичная похлебка составляла основу питания многих древних цивилизаций. Блюда из чечевицы были в почете и у фараонов в древнем Египте, и у вавилонской знати, и у простолюдинов в древней Греции. Беднякам чечевичная похлебка заменяла хлеб и мясо. Богатым блюда из чечевицы подавали в качестве изысканных деликатесов. Питательные и полезные свойства чечевицы, удовлетворяли запросы всех слоев населения. «Человек, основной пищей которого служит чечевица, обретает здоровье и душевное равновесие» – говорили древние лекари. По своим питательным свойствам и по своим целебным качествам, продуктов, равных чечевице, в растительном мире нет. Таким образом, если моё предположение верно и у Эйсава действительно была хроническая железодефицитная анемия, то и диеты он придерживался постоянной, в которую входила чечевичная похлёбка. Т.е. ситуация была стандартной и оба брата знали, что происходит, и оба равно оценивали происходящее. Вот почему Яаков предложил продать первородство в якобы невинной ситуации, а у Эйсава смерть была альтернативой продажи первородства.
(“…Вот я близок к смерти, для чего же мне первородство?”) И слова эти надо понимать буквально.
Не получив лекарства, он мог бы попросту умереть, оттого что ни двигаться не мог, ни даже самостоятельно глотать. Вот так “человек бесхитростный”, Яаков негуманно и аморально поступил со своим братом. Ужас! Кошмар!
Но не спешите с выводами. Всё не так просто, Вам кажется, господа, всё мною сказанное смешным? Открываем святую книгу «Зоар»
(“И два племени из внутренностей твоих и т.д., и значительный послужит молодому(рав яавод цаир רב יעבד צעיר)”, – это печень, что значителен и велик (печень по-евр. мужского р.), и он прислуживает перед сердцем, как сказал р. Йеуда: “Печень получает кровь, и прислуживает с её помощью перед сердцем”.
- “И вышел первый красный (адмони אדמוני)”. Сказал р. Кеhана: “Печень – он первый, и он красный. Почему он красный? Потому что впитывает (болеа בולע) кровь сначала”. Раби Элиэзер говорит: “Почему называется имя его “первый”? Потому что он первый – впитывать кровь из всякой еды, и он первый – для крови, но не для творения)
Речь идет о печени, которая первой получает железо из еды, аккумулирует, хранит и после переработки запускает обогащенную железом кровь по большому кругу кровoобращения в сердце.
А теперь посмотрим, что пишет «Зоар» по поводу чечевичной сделки.
- (“И сварил(“ва–йазед” [ויזד], другой перевод: “и замыслил“) Яаков варево“, – думает думы, поднимает и выдаёт (т.е., занимается) в Торе“.”И сварил Яаков варево“. Р. Ба от имени р. Аха говорит: “Вовеки природа мира не поменяется. Иди, смотри, что написано: “И сварил Яаков варево”, как то, что сказано (Шмот, 18): “Что злоумышляли (заду זדו) о них”, и перевод (арамейский) его – “что замысливали (де-хашиву דחשיבו)”, “И сварил (“ва-йазед” [ויזד], другой перевод: “и замыслил”) Яаков варево”, – думает думы, поднимает и выдаёт (т.е., занимается) в Торе”.)
Несомненно, легко предположить, что у Эйсава был приступ сахарного диабета, но это не в коей мере не отменяет предположение об анемии и только усиливает всю ситуативную конструкцию происходящего. Тем более что чечевица, как мы читали, замечательно подходит для лечения диабетиков. Не случайно Яаков готовил чечевичную похлёбку в то самое время, когда в ней максимально нуждался Эйсав. Он злоумышлял, а не просто варил. Вот теперь с точки зрения простой человеческой логики, всё сходится. И предположение мое не так уж лишено смысла. Да и задача была: привести к логике «нестыковки» в тексте. Вывод: участники событий действовали в полном сознании и понимании происходящего, последовательно и, уж точно не случайно.
Возвращаемся к строчкам, которые предваряют чечевичные события
(Тора,Толдот.25.21. И молил Ицхак Господа в виду жены своей, ибо бесплодна она; и внял его мольбе Господь, и зачала Ривка жена его. 22. И сталкивались дети в ее утробе, и сказала она: Если так, зачем же я…? И пошла она вопросить Господа.23. И сказал Господь ей: Два племени в чреве твоем, и два народа из утробы твоей расходятся; а народ от народа крепнуть будет, и старшему служить младшему.24. И исполнились ее дни родить и вот близнецы в ее чреве. 25. И вышел первый красный весь как плащ ворсовой; и нарекли ему имя Эсав. 26. А затем вышел его брат, рукою своей, держа за пяту Эсава, и нарек ему имя Йааков. А Ицхаку шестьдесят лет при рождении их.)
В этом тексте для меня вопросов еще больше, еще больше “нестыковок”, еще больше отсутствия логики. Чтобы сразу перейти к делу, а не описывать, что меня смутило и привело к следующему предположению(предположению!!!), Яаков – сын Ицхака и Ривки, а вот Эйсав — нет. Он сын Ривки и другого мужчины. Нет, всё-таки, опишу детальней, которые меня прямо-таки “довели” до такого вывода. “Два племени в чреве твоём” – это самая, пожалуй, самая странная фраза. Откуда взяться двум племенам у Ривки в животе изначально, при зачатии? Вот вторая часть фразы предельно понятна – ”два народа из утробы твоей разойдутся”, т.е. будут у людей разные характеры, разные идеалы, жён возьмут себе из разных народов и т.д. А одновременно два племени зачать? Как это? Один отец, одна мать, а племени два. Для меня это звучит не как два племени, а как два семени. А это как раз объяснить можно. Чуть позже я это и сделаю. А пока читаем дальше. После молитв Ицхака Ривка забеременела. Молитвы оказалось достаточно для этого, И вот: она носит в чреве своём близнецов. Но ведут себя дети в животе не мирно. Объясняет ей Всевышний, что происходит, Ривка произносит странную фразу (”если так, зачем же я?”) и рожает двух близнецов, правда один волосатый и красный, а второй гладкий и белый. Между ними разворачиваются конфликты, переходящие в откровенно жестокую борьбу за благословение их отца Ицхака. При этом Ривка поучает Якова, как искусно обмануть сына Авраама, а в ответ на вопрос Якова, что делать в случае разоблачения их заговора, она отвечает (Тора 27.7”На мне проклятие твоё, сын мой”) И дальше еще интереснее. Ицхак, уж точно необыкновенный человек, обладающий пророческим даром, олицетворяющий левую линию Творения, знающий тайны мироздания, вдруг в одно мгновение становится этаким простым деревенским дедушкой, который плохо видит, плохо слышит, просто плохо соображает с душою космической наивности, благословляет Якова “случайно первым” и, практически, на нюх.
(Toрa 27.26. И сказал ему Ицхак, отец его: Подступи же и поцелуй меня, сын мой! 27. И подступил он и поцеловал его. И почуял он запах его одежд и благословил его, и сказал: Смотри, запах сына моего как запах поля, которое благословил Господь.)
Потому, как оказалось, другой возможности у Ицхака не было, чтобы идентифицировать своего сына (через несколько десятков лет Ицхак принимал участие в суде над Тамар перед рождением своих правнуков). Хватило у него разума быть здравым судьёй и через много лет после описываемых событий. А, когда приходит Эйсав и внятно объясняет отцу, что, мол ошибка произошла, причем в результате обмана со стороны Якова, Ицхак так легко-легко расстроился и заметил с крестьянской практической мудростью: да ладно уж, благословил и благословил. Что, мол, тут теперь поделать. Дело житейское, перепутал по старости. И только после слёз, уговоров Эйсава с просьбами хоть как-то решить вопрос, Ицхак идёт на компромисс и, коротенько так, благословляет Эйсава. И то, только после того, как к нему в гости заглянул Геином (сам Сатан) и попросил за Эйсава. В этом месте я совсем растерялся. В моей голове не укладывалось ничего. На этом фоне моё предположение о двух отцах и одной матери звучит не так уж глупо. Научное название такому явлению – суперфекундация. Имеется в виду, что женщина может родить от двух отцов одновременно. Медицинское объяснение этому достаточно простое. Оплодотворение двух и более клеток одного овуляционного периода различными мужскими сперматазоидами. У животных это встречается довольно часто, а вот у людей крайне редко. Такие случаи зарегистрированы статистикой. Правда, их немного, но, тем не менее, это реальность. (Просто к слову, факт из греческой мифологии. Ификл, который был близнецом Геракла, но не сыном Зевса-отца Геракла, а сыном простого смертного Амфитриона.) Написано, что Ривка была бесплодной. (Не могу согласиться: бесплодная, так бесплодная. Нельзя быть немножко бесплодной, как и немножко беременной). Это не означает, что женщина не может рожать во все дни её. Это может означать, что она не могла родить по каким-то причинам к конкретно описываемому моменту времени. Например, стрессовое состояние может вызвать временное бесплодие. Стрессовое или психологическое бесплодие связано с влиянием центральной нервной системы на процессы овуляции. Точные механизмы не изучены. Известны лишь довольно многочисленные факты, что у женщины в период какого-либо психологического напряжения, в т.ч. вызванного негативным отношением к половому партнёру, может быть бесплодие. После исчезновения психологического напряжения это бесплодие, без специального лечения, исчезает. Такие периоды психологического бесплодия могут длиться довольно долго, даже годами. Мы помним, что Ривка родила в 23 года, после десяти лет попыток забеременеть.
Имеется в виду, что меняется психология, затем меняется гормональный фон и восстанавливаются возможности деторождения. Таким образом, проведя время с другим мужчиной, можно (предположительно), инициировать способность к оплодотворению и, как вариант, две яйцеклетки будут оплодотворены от обоих партнёров. Разумеется, существуют и другие причины бесплодия у женщины, как то: отсутствие у мужчины определённой силы помочь ей в этом, Но попробуем рассмотреть версию, когда причина только в Ривке. Отчего у Ривки мог быть стресс? Да отчего угодно. Вот цитата из Зоара
- “Дочь Бетуэля-арамейца из Падан-Арама, сестра Лавана-арамейца”. Почему интересует (май ихпат מאי איכפת) нас всё это, ведь уже сказано (Брешит, 24): “И Бетуэль породил Ривку и т.д.”, и сейчас сказал: “Дочь Бетуэля-арамейца”, а потом – “из Падан-Арама”, а потом – “сестра Лавана-арамейца”? Но – установили её, что была среди злодеев, и она не училась от деяний их, что была дочерью Бетуэля-арамейца, и из Падан-Арама, и сестрой Лавана-арамейца, и все они – злодеи, [чтобы] портить (хаявин леаваша חייבין לאבאשא), а она совершала деяния пригодные и не делала подобное деяниям их.
- Сейчас следует всмотреться: если Ривка была дочерью двадцати лет или более, или дочерью тринадцати, тогда это – восхваление её, что не делала подобное деяниям их. Но до этого дочерью трёх была, что за восхваление для неё? Сказал р. Йеуда: “Дочерью трёх лет была, сделала рабу (авидат ле-авда עבידת לעבדא) всё то дело?!”
Чем это не причина для стрессового состояния. Но я предпочитаю другую версию. Ицхак знал, что им будет рождён Яков. Но при этом стояла еще одна задача. Эта задача связана с исправлением мира после греха Адама и его жены. Вот здесь я осторожно выскажу своё предположение о том? кто же отец Эйсава? Это был первородный змей, он же нахаш. Тот самый, что соблазнял жену Адама. (Tora25.21 И молил Ицхак Господа в виду жены своей.)
Ицхак молил свою жену вступить с нахашем в связь для совершенно конкретного развития событий, которые позже и случились в соответствии с его (Ицхака) планами, или, скажем, с планами, продиктованными ему свыше, а Ицхак их исполнил.
- Иди, смотри, в час, когда искривил тот змей Адама и жену его, ибо сблизился с женщиной и поместил в неё грязь (атиль ба зуhама אטיל בה זוהמא), и соблазнился (итпата אתפתא) с его помощью человек, тогда загрязнился мир, и проклялась земля из-за него, и причинил смерть всему миру, и восстал мир взыскать (леитпара לאתפרעא) с него – до того, что пришло Дерево Жизни, и покрыло человека, и заставило того змея, чтобы не властвовал навеки над потомством Яакова.(Zoar)
А почему сказано” молился напротив жены”, а не напротив Ривки? Да потому, что нахаш соблазнял Жену Адама, которая еще не была известна нам под именем Хава. Жена Адама называлась просто Жена во время совершения греха и бесед с нахашем. Теперь же начался процесс обратный.
- И из-за этого стоял (в ожидании) мир до того, как пришла женщина по виду Хавы (Zoar glava Toldot)
Продолжаем рассуждения. Ривка долго не соглашалась на более чем странный поступок. В конце концов, всё было решено. И дальше
(Зоар 55. Сказал р. Аха, сын Яакова: “Иди, смотри: что написано: “И взмолился (ва-йетар ויעתר)” Ицхак напротив жены своей, что бесплодна она”. Сказал р. Аха: “Из-за чего она бесплодна? Из-за того, что Стремление Дурное не находится в силе своей в мире, и из-за этого не находится плодовитость и размножение (прия у-рвия פריה ורביה), кроме как посредством молитвы. Что написано? “И принял ]его молитву[ Б-г, и забеременела Ривка, жена его”. Поскольку пробуждается Стремление Дурное, находится плодовитость и размножение.)
Смотрите, что происходит дальше
(Зоар”И взмолился Ицхак”), – что помолился молитву свою и прокопал(хатар חתר) подкоп наверх к тому созвездию (мазала מזלא), которое – по детям, что от того места зависят дети, как написано (Шмуэль‑Алеф, 1): “И молилась к Б-гу”, и тогда – “и принял мольбы его Б-г”, не читай “и принял мольбы”, но – “и прокопал (ва-йехатер ויחתר)ему”, подкоп прокопал ему Святой, благословен Он, и принял его, и тогда – “и заберемела Ривка, жена его”.
Всё описание напоминает процесс по искусственному оплодотворению. Берётся материал у женщины, затем материал мужчины, а можно и двух, проводятся некоторые лабораторные действия, и оплодотворенные клетки размещают обратно в тело женщины. Кстати, при таком методе высока вероятность появления на свет близнецов. А что уж тут такого необычного для современной медицины из написанного в Торе?
А вспомните, как появилась Хава. Вся процедура предельно стандартна. Адам получает наркоз, засыпает, у него берётся генетический материал и выращивается клон с изменением в одной Y-хромосоме. Так чему удивляться в нашем случае по поводу Ривки. Неважно, была ли то искусственная беременность или суперфекундация, важно лишь то, что было два отца. А что это за “подкоп”? А объяснение находим в написании слова гоим (два племени-гоим в чреве твоём). Слово “гоим” написано так, что вместо второй буквы «вав» поставлена буква «юд». Как известно, изменения в мире происходят следующим образом – инициация снизу приводит к изменениям вверху. И потом – изменения вверху приводят к изменениям внизу. Две «юд» – это и есть проход. Начинается с буквы «гимел», которая есть ангел смерти, или первородный змей. В своё время он спустился к Хаве на верблюде (или гимел или гамаль – всё одно и тоже), затем «юд» первая – проход на вторую «юд» и затем на букву «мем», которая намекает на количество еврейских душ, присутствующих при получении Торы, т.е. на еврейский народ. Можно еще отметить, что слово «таомим» в выражении (“И вот – близнецы у неё”), т.е. у Ривки, написано без буквы «алеф» и без буквы «юд». Из шести букв две отсутствуют. Может это и не близнецы вовсе. Через, буквально, две главы у Тамар рождаются близнецы и в этом слове есть и «алеф» и «юд». Нет вопросов, а в главе Толдот – есть.
Часть 3
Всё, о чём говорилось до сих пор, касалось рассуждений, опирающихся на то, что анемия у Эйсава была по причине регулярных и больших потерь крови. Однако существует и другая причина — это наследственность (и это отмечено в первой части данной работы жирным шрифтом).
Всё, о чём с этого момента буду писать относится к жанру, который в киноиндустрии называется триллером или по простому – фильм ужасов. Если предположить, что причиной железодефицитной анемии является наследственность, то можно сказать, что той же болезнью страдал и отец Эйсава, то есть Нахаш. Первородный Змей был создан Творцом с пониженным гемоглобином. Значит Нахашу и его потомкам нужна постоянная подпитка железа или дополнительное количество крови для поддержания эритроцитного баланса. Сказать хочу вот что: следуя предположению о наследственной причине анемии, народ, произошедший от Нахаша, а потом от Эйсава – это всякие вампиры, вурдалаки и похожая на них нечисть. Они регулярно питаются кровью, что вполне для них естественно. Создания такие. Обратите внимание на легенды древних народов, экранизированные сегодня, зачастую талантливыми режиссерами. Все вампиры к утру теряют силы, потому стараются управиться со своими тёмными делами (оттого и тёмными, что происходят в тёмное время суток) до рассвета. По ночам дети злого начала сражаются в полную силу, а с приходом утра всё, никак – слабеют, стараются избегать любых столкновений. А вот цитата из Торы
(Вайишлах32.25. И остался Йааков один. И боролся некто – наши благословенной памяти мудрецы разъясняли, что то был ангел-покровитель Эсава [Берешит раба 77]. (Раши) с ним, до восхода зари. 26. И увидел, что не одолевает его, и затронул его бедренный сустав, и сместился бедренный сустав Йаакова, когда он боролся с ним. 27. И сказал он: Отпусти меня, ибо взошла заря. И сказал: Не отпущу тебя, пока меня не благословишь. 28. И сказал он ему: Как имя твое? И сказал: Йааков. 29. И сказал он: Не Йааков изрекаться более имени твоему, но Исраэль; ибо ты боролся с Б-жьим (ангелом) и с людьми и преодолел. 30. И спросил Йааков, и сказал он: Поведай же имя твое! И сказал он: Для чего это спрашиваешь о моем имени? И он благословил его там.)
Хочется прояснить, а не осиновый ли кол держал Яков в руках. Не совсем понимаю нехватку сюжетов для именитых режиссёров. Открывай Книгу и твори. Сам Ад приходит к Якову с просьбой о благословением для Эйсава ангелы смерти сражаются с людьми. Ложь, любовь, обман, интриги – такие страсти разворачиваются у нас на глазах. Всё это легко тянет на “Oscar”. Вот что ещё думаю — можно было бы по совокупности генетических признаков определить наследников Нахаша. Принадлежность к еврейскому народу уже определяют генетическим путём (я сам сдавал такой тест ДНК, участвуя в программе National Geografic), так почему нельзя определить таким же образом потомков Нахаша?
Часть 4
А сейчас я хочу сделать ссылки на известнейшие два отрывка в Торе
Ссылка 1.А змей был хитрее всех животных полевых (TORA,BERESHIT),
Напоминаю, что на переговоры о продаже первородства Эйсав пришёл именно с поля.
Ссылка 2. И сказала жена: Змей соблазнил меня, и я ела. 14. И сказал Господь Б-г змею: За то, что ты сделал это, проклят ты пред всяким скотом и пред всяким животным полевым; на чреве твоем будешь ходить и прах будешь есть во все дни жизни твоей.15. И вражду положу между тобою и между женой, и между твоим потомством и ее потомством. Он будет разить тебя в голову, а ты будешь разить его пяту.( עקב)
Ну вот что тут сказать.
Между твоим потомством и её потомством. И разить ты будешь пяту(עקב)- (читай: разить ты будешь Якова).
И отличие в написании слов экев ( עקב) как пятка и יעקב как имени нашего праотца Якова – отсутствие у первого буквы йуд(י) . И эта йуд – одна из двух йуд в слове гоим (ויים) с учётом того, как это слово написано в начале главы Толдот. При написании этого слова Тора вместо второй буквы в слове вав(ו) использует букву йуд. И эта первая йуд из “подкопа”, которая стала первой, буквой в имени Яков, которое было дано родителями. А за вторую йуд шла отчаянная борьба между Яковом и Эйсавом, которая привела к невероятному ночному сражению. Человек бился с ангелом. Под утро раненый Человек (а это был не кто иной, как Яков) одолевает ангела (а это был ангел Эйсава, он же ангел смерти). И после этой победы Всевышний даёт Якову второе имя – Исраэль ( ישראל). Так появляется вторая йуд из “подкопа” во втором имени Якова. И это верхняя йуд.
Какой же вывод можно сделать из этих рассуждений? Мне видится так: слова (“И вражду положу между тобою и между женой, и между твоим потомством и ее потомством. Он будет разить тебя в голову, а ты будешь разить его пяту ( עקב)”) положили начало борьбе добра и зла, а также предопределили зарождение антисемитизма. Ведь вполне очевидно, что разить Якова значит разить Израиль, т. е. еврейский народ. Следуя этому пасуку Торы, можно сказать, что дети Нахаша – суть животного антисемитизма, беспричинного, генетически определённого. В этом случае два будущих народа (עמים), произведённых Ривкой на свет – это евреи (дети Якова-Израиля) и антиевреи (дети Эйсава, сына Нахаша).
Вывод:
ЗЛО И АНТИСЕМИТИЗМ – СИНОНИМЫ В СВОЕЙ СУТИ
Теперь можно вернуться и внимательно прочитать первую строку первой части главы Толдот с комментариями Раши
- И вот порожденные Ицхаком (потомки Ицхака). (Это) Йааков и Эсав, о которых говорится в этом разделе.(Раши), сыном Авраама. Авраам породил Ицхака. Поскольку в стихе написано “Ицхаком, сыном Авраама”, (Писание) должно сказать: “Авраам породил Ицхака”, потому что насмешники того поколения говорили: “От Авимелеха зачала Сара, ведь столько лет прожила она с Авраамом зачала от него. Что же сделал Святой, благословен Он? Придал лицу Ицхака (разительное) сходство с (лицом) Авраама, (так что) все подтверждали: “Авраам породил Ицхака”. И потому здесь написано: “Ицхаком, сыном Авраама”, так как есть доказательство, что Авраам породил Ицхака [Танхума]. (Раши)
Оказывается, господа, то, что у сына есть отец не означает, что у этого отца есть этот сын. Мало того, некоторые люди вокруг верят, что Ицхак сын Авраама, а вот то, что Авраам породил Ицхака, не верят. Им даже кажется это смешным. Смешным настолько, что, согласно Раши, Святой, благословен Он, Придал лицу Ицхака (разительное) сходство с (лицом) Авраама
А в случае с Эйсавом никто не собирался доказывать, что Эйсав похож на Ицхака и не говорят, что Ицхак родил Эйсава. Да и близнецы какие-то уж очень разные.
Ничего не было случайно. В день чечевичных разборок умер Авраам. День для благословения сыновей, который выбрал Ицхак – был кануном Песаха (Зоар.Толдот 128. “И теперь, сын мой, слушай голоса моего и т.д.”. В то время канун (эрев ערב) Песаха был, и должно [было] Стремление Дурное уничтожиться, а властвовать – луна (сиhара סיהרא), тайна веры)
Вот сейчас можно попытаться упорядочить понимание сути того, что написано в Торе в главе Толдот. Был совершенно конкретный план в виде заговора. В нём принимали участие Ицхак, Ривка, Яков. Задача – действия по исправлению мира. Путь – заманить и перехитрить змея, которому в первый раз удалось перехитрить человека. Поскольку мир находился в состоянии, которое устраивало нахаша, сражаться приходилось на его территории. И потому надо было действовать методами самого змея. Не было у Якова, Ицхака и Ривки никаких аморальных или неэтичных поступков. Была серьезная задача победить господство нахаша, и решить её было поручено величайшим людям, мудрым и способным к полному битулю, т.е. полному подчинению Воле Всевышнего.
Вот чем еще хочу поделиться. Выглядит всё так, что если бы Ицхак не дал благословения Эйсаву, то Яков стал бы Машиахом. Но дрогнул Ицхак, ведь с Эйсавом за благословением пришел сам Змей (140. В тот час явился (издаман אזדמן) Михаэль и пришёл к Яакову, и Присутствие с ним, и узнал Ицхак, и увидел Сад Райский вместе с Яаковом, и благословил его перед ним, и когда вошёл Эсав, вошёл с ним Геhинам, и из-за этого – “и затрепетал (ва-йехерад ויחרד) Ицхак трепетом великим и т.д.”Zoar, Toldot). И хочу отметить, что гематрия слова нашах равна гематрии слова Машиах, а именно 358. Запомните это число 358. А в нашем случае, они (Нашах и Машиах), по всей вероятности почти близнецы, только без букв алеф и юд, да и один волосатый и красный, а другой – белый и гладкий.
И последнее: Не ошибиться, где зло, a где добро, – задача не из простых. Человек слаб. Мы так легко подменяем понятия, так тяжело выискиваем крупицы любви в потоке ненависти, росинки добра в сплошной серой толще непрозрачного холодного тумана, причиняя, походя, боль близким людям и не подпускаем никого близко к своему сердцу. И потому ошибаемся часто, как по мелочам, так и по существу. Человечество неоднократно выбирало себе Мошиаха, потом отменяло свои же решения, видя их несостоятельность. Так было в Турции, Испании, Израиле, да и в других местах и в разные времена. Примеров более чем достаточно. Но вот один такой случай опишу подробнее. Может быть, кому-то и неизвестно, но дело обстояло так. Примерно 2000 лет тому назад в одной еврейской семье родился мальчик. Событие рядовое. Но вот одна любопытная деталь: некоторые люди утверждали, что его отец не совсем человек, и, даже совсем не человек, а, страшно сказать – сам Всевышний. И потому этого самого мальчика тоже нельзя назвать сыном человеческим, в полном смысле понимания этого слова. Мальчик подрос, получил знания в какой-то йешиве. Стал раввином. Потом сам начал учить кого-то чему-то. А со временем небольшая группа людей назначила его Мошиахом. Эта группа становилась всё больше и больше и, в конце концов, стала весьма влиятельной, с силой, которой приходилось считаться другим похожим группам и даже целым народам. Ну, так вот. Был у этого мальчика старший брат по имени Яков, который по рассказам ,был таким себе вполне земным человеком(в смысле, мама та же, что и у брата, a папа – законный муж этой мамы). Так этот самый Яков, по разным источникам, обладал, очень даже, приличными знаниями Торы, которую оба брата изучали в какой-то местной йешиве. Правда, в определённый момент пути братьев разошлись, и каждый пошёл своей дорогой. Пришло время – Яков умер и был похоронен в саване, согласно еврейским традициям на каком-то кладбище. Археологи, вроде даже, нашли недавно его могилу. А вот второго брата могила оказалась пуста сразу после смерти, о чём заявили два-три человека. Искать тело не стали – определились, что Отец забрал сына к себе на небо. На основании заявлений этих людей, младший брат стал Мошиахом. А члены клуба его последователей поклоняются ему с тех самых пор и строят в его честь дома молитвы. Всё бы ничего, да только приверженцы учения этого младшего брата взяли себе за правило регулярно убивать людей из народа Якова, которых обвинили в смерти назначенного Мошиаха. Это крайне странно, так как сам Мошиах вместе со всеми своими родственниками, учениками, соседями и просто любопытствующими прохожими принадлежали тому же народу Израиля. Итак, последователи учения убивали евреев без разбору, превратив историю народа в сплошной мартиролог, унижали Израиль, расселяя людей в специально отведенные территории, называя их чертами оседлости, издевались над людьми, требуя от них отказа от веры их отцов. Не давали народу Якова жить, как он сам того хотел, всё время ЯЗВИЛИ его. И думаю я о числе 358.Может что-то перепутали члены клуба последователей младшего брата. Без претензий на выводы, просто возникают в голове какие-то параллели. В этом месте, пожалуй, следует остановиться. А то наживу врагов, не ровён час, не желая этого, и уж, тем более, не желая никого обидеть. Может чуть умы смутил. Да полноте Вам. Кому придёт в голову серьёзно анализировать эту статью.
Но…для тех,кто всё же решится на анализ и потребует дополнительных доказательств представляю пару замечательных цитат из Торы.
В главе Вайецэ есть такие слова:
«15. И вот Я с тобой, и хранить тебя буду везде, куда бы ты ни пошел, и возвращу Я тебя на эту землю; ибо Я не оставлю тебя, пока не содею того, что Я говорил о тебе»
И комментирует Раши
говорил о тебе. (לך означает) для тебя и относительно тебя. То, что Я обещал Аврааму относительно его потомства, Я обещал для тебя, а не для Эсава, ибо Я не сказал ему: «Ицхаком наречется потомство твое» (т. е. обетование распространяется на всех его потомков), но (сказал:) «в Ицхаке» [21, 12], (т. е. в виду имеются) не все (потомки) Ицхака. И также везде לי, לך, לו, להם после глагола דבר означают «о, относительно».
Господа,обратите внимание: не все (потомки) Ицхака
И цитата вторая:
Глава Ваишлах
«4. И послал Йааков ангелови послал Йааков ангелов. Действительно ангелов. (Слово «малах» имеет два значения: «ангел» и «посланец»; в данном случае он послал ангелов из тех, которые встретили его [Бeрешит раба 75].
пред собой к Эсаву, брату своему, на землю Сеира…на землю Сеира. (То же, что) לארץ שעיר. Приставка «ламед» в слове заменима суффиксом «эй» (который также обозначает направление движения)., в поле Эдома. 5. И повелел он им, говоря: Так скажите моему господину Эсаву: Так сказал твой раб Йааков: С Лаваном я жительствовалжительствовал (жил чужанином). Я не стал знатным и важным (человеком), но оставался пришельцем, чужеземцем. Тебе незачем ненавидеть меня из-за благословения, которое дал мне твой отец: «будь властелином для братьев твоих» [27, 29], — ведь оно не исполнилось, что касается меня.
Другое объяснение: сумма цифровых значений (букв в слове) גרתי — шестьсот тринадцать. То есть (Йааков сказал:) «Живя с Лаваном, я соблюдал шестьсот тринадцать заповедей и не учился (плохому, глядя на) его дурные поступки»., и я задержался доныне. 6. И стало мне (достоянием) вол и оселвол и осел.
Часто о многих волах говорят «вол» (это единственное родовое число). (Так) один говорит другому: «Ночью кричал петух», вместо того, чтобы сказать: «Ночью кричали петухи»., мелкий скот, и раб и рабыня. И я послал сообщить моему господинуи я послал сообщить моему господину. Известить, что я иду к тебе., обрести милость в глазах твоихобрести милость в глазах твоих. Ибо я в мире с тобой и ищу твоего расположения.. 7. И возвратились ангелы к Йаакову, говоря: Мы пришли к твоему брату, к Эсавумы пришли к твоему брату, к Эсаву. (Мы пришли к тому), о ком ты говорил: «Он брат мой». Однако он относится к тебе (не как брат, а) как преступный Эсав; он по-прежнему ненавидит тебя [Берешит раба 75].. И также идет он навстречу тебе, и четыреста мужей с ним. 8. И устрашился Йааков очень, и тяжко стало емуи устрашился… и тяжко (тесно) стало ему. «Устрашился» — как бы ему не погибнуть; «и тесно стало ему» — не (пришлось бы) ему убивать других [Танхума].. И разделил он народ, который с ним, и мелкий и крупный скот и верблюдов на два стана. 9. И сказал он: Если подойдет Эсав к одному стану и разобьет егоодному стану и разобьет его. (Слово) «махане», стан, может употребляться как в мужском, так и в женском роде (здесь оно согласуется с числительным в женском роде и с глаголом в мужском). «Если будет осаждать меня стан» [Псалмы 27, 3] — здесь (слово «махане») в женском роде; «этот стан» [33, 8] — в мужском. Имеются также другие имена существительные, которые сочетаются (с согласуемыми словами) и в мужском, и в женском роде. (Например:) «солнце взошло над землей» [19, 23] и «от края небес его восход» [Псалмы 19, 7] — здесь (слово «шемеш») в мужском роде; «и солнце засияло над водами» [II Кн. Царей 3, 22] — в женском роде. И также «руах», ветер, (например:) «И вот ветер великий налетел» — здесь в женском роде, «и тронул четыре угла дома» [Иов 1, 19] — в мужском роде. «И великий, могучий ветер, разбивающий горы» [I Кн. Царей 19, 11] — в мужском роде («хазак», могучий) и в женском («гдола», великая). И также «эш», огонь, (например:) «И огонь вышел от Господа» [В пустыне 16, 35] — женский род; «огонь пылающий» [Псалмы 104, 4] — мужской род., то будет оставшийся стан спасенто будет оставшийся стан спасен. Наперекор ему (Эсаву), потому что я буду сражаться с ним. Он готовил себя к трем действиям: к дароприношению, к молитве и к битве. К дароприношению, (как сказано:) «и прошел дар пред ним» [32, 22], к молитве, (как сказано:) «Б-г моего отца Авраама» [32, 10], к битве, (как сказано:) «то будет оставшийся стан спасен» [Танхума].. 10. И сказал Йааков: Б-г моего отца Авраама и Б-г моего отца Ицхакаи Б-г моего отца Ицхака. А выше сказано: «Страх Ицхака» [31, 42]. И еще: почему он вновь называет Имя — тетраграмму, «Господь», после Б-г моего отца Авраама и Б-г моего отца Ицхака? Следовало бы написать: (Б-г моего отца Авраама и Б-г моего отца Ицхака), Кто сказал мне: «Возвратись на землю твою…» Однако пред Святым, благословен Он, Йааков сказал так: Ты дал мне два обетования. Одно при моем уходе из отчего дома, из Беер-Шевы, когда Ты сказал мне: «Я Господь, Б-г Авраама, отца твоего, и Б-г Ицхака» [28, 13], и там же Ты сказал мне: «и хранить тебя буду везде, куда бы ты ни пошел» [28, 15]. А в доме Лавана Ты сказал мне: «Возвратись на землю отцов твоих и на родину твою, и Я буду с тобой» [31, 3]. И там Ты открыл Себя мне через Твое Имя (-тетраграмму), как сказано: «И сказал, ГосподьГосподь. Йаакову: Возвратись на землю отцов твоих…» — С двумя этими обетованиями я предстаю пред Тобой., Кто сказал мне: Возвратись на землю твою и на родину твою, и Я благотворить буду тебе! 11. Мал я против всех милостеймал я против всех милостей (букв.: мал стал я из-за всех милостей). Умалились мои заслуги из-за милостей и истины, что Ты содеял со мною. Поэтому я боюсь, не запятнал ли я себя грехом после того, как Ты дал мне обетования, и не буду ли я за это отдан в руки Эсаву [Шабат 32а]. и всей истиныи против всей истины. Это истинность (верность) слов Твоих, потому что Ты сдержал все данные мне обетования., что содеял Ты с рабом Твоим; ибо с моим посохомибо с моим посохом. Не было у меня ни серебра, ни золота, ни скота, но только посох. А агада гласит: он опустил свой посох в Йарден, и (воды) Иардена расступились. перешел я этот Йарден, а ныне стал я двумя станами. 12. Спаси же меня от руки брата моего, от руки Эсаваот руки брата моего, от руки Эсава. От руки брата моего, который поступает со мной не как брат, а как преступный Эсав.! Ибо страшусь я его, как бы он не пришел и не разбил меня — мать с сыновьями. 13. Ты же сказал: Благотворить, благотворить буду тебеблаготворить, благотворить буду тебе. Благотворить за твои заслуги и благотворить за заслуги твоих отцов [Берешит раба 76].; и сделаю Я потомство твое как песок морскойи сделаю потомство твое как песок морской. А где Он говорил ему такое? Ведь он сказал ему только: «и будет потомство твое как прах земной» [28, 14]. Однако (Превечный) сказал ему: «Ибо Я не оставлю тебя, пока не содею того, что Я говорил о тебе» [28, 15]. А Аврааму Он сказал: «и умножу, умножу потомство твое как звезды небесные и как песок, что на морском берегу» [22, 17]., который не счесть от множества»
Хочу обратить внимание читателя на строку 10 :И сказал Йааков:Б-г моего отца Авраама и Б-г моего отца Ицхакаи Б-г моего отца Ицхака. А выше сказано: «Страх Ицхака» [31, 42]. И еще: почему он вновь называет Имя — тетраграмму, «Господь», после Б-г моего отца Авраама и Б-г моего отца Ицхака? Следовало бы написать: (Б-г моего отца Авраама и Б-г моего отца Ицхака), Кто сказал мне: «Возвратись на землю твою…» Однако пред Святым, благословен Он, Йааков сказал так: Ты дал мне два обетования. Одно при моем уходе из отчего дома, из Беер-Шевы, когда Ты сказал мне: «Я Господь, Б-г Авраама, отца твоего, и Б-г Ицхака» [28, 13], и там же Ты сказал мне: «и хранить тебя буду везде, куда бы ты ни пошел» [28, 15]. А в доме Лавана Ты сказал мне: «Возвратись на землю отцов твоих и на родину твою, и Я буду с тобой» [31, 3]. И там Ты открыл Себя мне через Твое Имя (-тетраграмму), как сказано: «И сказал, Господь…
Совершенно справедливо возникают два вопроса:
1.Почему Йааков называет Авраама своим отцом?ведь отец его Ицхак
- Йааков обращается к Б-гу ,таким же образом как мог бы обратиться и Эсав. И просит Господа защитить его от брата. А почему Господу предпочтительней защитить Йаакова чем Эсава. Почему Он не должен откликнуться на подобные возможные слова Эсава и защитить последнего от его брата. Они же равны. Они же братья.
А пояснения к этим двум вопросам простые
У Йакова тот же хромосомный набор по отцовской линии,что и у Авраама. И в этом смысле и Авраам и Ицхак являются отцами Йаакова. Все трое имеют идентичный набор хромосом по мужской линии. А Эсав-нет. Он не может сказать,что Авраам его отец. Он не может воззвать к Господу также как Йаков : Б-г моего отца Авраама и Б-г моего отца Ицхака. Нет у него отца Авраама. Другой набор хромосом у Эсава. По той причине,что и Ицхак не его отец. И именно для того,чтобы показать разность в родстве дана в Торе фраза( не только в этой главе,а в нескольких местах Торы) ,в рамках которой Йааков говорит о двух отцах. С моей точки зрения такое обращение Йаакова к Господу является простым доказательством того ,что да,они с Эсавом братья,но не по отцу. И как нам известно из Устной Торы ,принадлежность к еврейскому народу определялась по отцу до Синайского откровения,а только после того события по материнской линии.
И вывод: Яков-иври и сын своих отцов иврим, Эсав-его брат ,но не иври и не сын иврим.
Для пущей доказательности моих предположений делюсь с читателями расчетами. Гематрия нахаш (נחש) плюс гематрия слова жизнь (חי) равна гематрии слова Эйсав(עֵשָׂו). “Совпадение – снисходительно скажите Вы. Тогда следующий расчет. Помните фразу из Торы,(книга Шмот 4.22 И скажи фараону: так говорит Господь: Израиль есть сын Мой, первенец Мой; )
Гематрии Ицхак(יצחק) +Ривка(רבקה)+тетраграматон=гематрии Исраель(ישראל) -второго имени Якова.
Вот, пожалуй, и всё, чем мне хотелось с Вами поделиться. Не судите мои мысли слишком строго, и спасибо Всевышнему, благословен Он, что дал мне возможность изучать Тору ради неё самой.
Давид бен Мелех
P.S. Пока писал эту статью, побывал в супермаркете, купил 200 гр. красной чечевицы, сварил себе суп и съел. Ничего особенного, наверное, приготовил невкусно.
Для тех, кому интересно, – несколько дополнительных цитат из Зоара
- В тот час явился (издаман אזדמן) Михаэль и пришёл к Яакову, и Присутствие с ним, и узнал Ицхак, и увидел Сад Райский вместе с Яаковом, и благословил его перед ним, и когда вошёл Эсав, вошёл с ним Геhинам, и из-за этого – “и затрепетал (ва-йехерад ויחרד) Ицхак трепетом великим и т.д.”, потому что думал, что не был Эсав в той стороне. Открыл и сказал (Ицхак Эсаву о Яакове): “И я благословил его, также благословен будет!”
- Из-за этого явился Яаков в хитрости и изворотливости, которые привели благословения на него, на Яакова, ведь он – по виду Человека Первого, и взяты(благословения) от того змея, который – “речь лживая”, ибо сколько лжи сказал и сколько дел лживых сделал, чтобы запутать (леатаа לאטעאה) и привести проклятия на мир. Из-за этого пришёл Яаков в хитрости и запутал отца своего, чтобы привести благословения на мир, и отобрать у него (у змея) то, что удержал от мира, и (это) “мера за меру” было, и из-за этого написано (Теhилим, 109): “И возлюбил проклятие, и пришло на него, и не пожелал благословения, и отдалилось от него”. О нём написано (Брешит, 3): “Проклят ты из всех скотов и из всех животных поля”. И осталось на нём в поколениях поколений, и пришёл Яаков, и забрал у него благословения.
- Открыл раби Хия за ним и сказал (Мишлей, 8): “Я -Мудрость, находился (шаханти שכנתי)[с] хитростью (арма ערמה), и знание умыслов (мезимот מזמות) найду”. “Я – Мудрость”, – это Собрание Исраэля. “Находился [с] хитростью”, – это Яаков, который мудр. “И знание умыслов найду”, – это Ицхак, что было у него знание умыслов благословить его, Эсава. И поскольку Мудрость скомпоновалась (иштатаф אשתתף) с Яаковом, который – хитрость, “и знание умыслов найду”, – что благословился Яаков от отца своего, и прибыли на нём все те благословения, и осуществились в нём и в сынах его навсегда и вовеки веков.
- И со дней Адама явился Яаков – забрать у того змея все те благословения, и остался он в проклятиях, и не вышел из них. И Давид сказал в духе святости (Теhилим, 120): “Что даст тебе и что добавит тебе язык обмана, стрелы могучего заточенные?” Что беспокоит его (ма ихпат лей מה איכפת ליה), того змея злого, что приводит проклятия на мир, как то, что сказали: змей кусает и убивает (ношех у-мемит נושך וממית), и нет ему удовольствия от этого.
- “Язык обмана”, – что обманул (рамей רמי) его – Адама и жену его и привёл зло на него и на мир. Потом пришёл Яаков и отобрал у него все те благословения. “Стрелы могучего заточенные”, – это Эсав, который хранил ненависть (натар дваву נטר דבבו) к Яакову за те благословения, как то, что сказано (Брешит, 27): “И возненавидел Эсав Яакова за благословение и т.д.”
- Иди, смотри, в час, когда искривил тот змей Адама и жену его, ибо сблизился с женщиной и поместил в неё грязь (атиль ба зуhама אטיל בה זוהמא), и соблазнился (итпата אתפתא) с его помощью человек, тогда загрязнился мир, и поклялась земля из-за него, и причинил смерть всему миру, и восстал мир взыскать (леитпара לאתפרעא) с него – до того, что пришло Дерево Жизни, и покрыло человека, и заставило того змея, чтобы не властвовал навеки над потомством Яакова
- И иди, смотри: поскольку потянулся Эсав за тем Змеем, пошёл с ним Яаков в кривизне(акеваעקיבו), как змей, который мудр и он ходит по кривизне, как то, что сказано (Брешит, 3): “А змей был хитрым (арум ערום)”, мудрым, и действия Яакова относительно него были у него, как у змея, и так нужно ему, чтобы затянуть его, Эсава, за тем змеем и отделиться от него, и не будет у него доли с ним в мире этом и в мире будущем. И учили мы: пришёл убить тебя – поторопись ты и убей его (акдем ат ве-катлей אקדם את וקטליה). Написано (Ошея, 12): “В животе подстерегал (акав עקב) брата своего”, – что поместил его внизу, в той пятке (экев עקב), как то, что сказано: “И рука его держится за пятку Эсава”, – что положил руку на ту пятку – подчинить (леакфия לאכפיא) его”.