August 21, 2024
Эссе
Еврейские осенние праздники как одно (неразрывное и последовательное )событие
Почти целый месяц Тишрей евреи, не зная отдыха отмечают осенние праздники. Этот месяц вмещает в себя целых пять торжественных дат: Рош-ха-Шана, Йом Кипур, Суккот, Шмини Ацерет и Симхат Тора. Они идут непрерывной чередой и иногда очень утомительны для тех, кто придерживается еврейских традиций. Приходится отпрашиваться на работе, прося дополнительные выходные. Начальники дают отпуск с большой неохотой и относятся к происходящему с непониманием. Казалось бы, ну чего проще, можно было бы как-то раскидать некоторые праздничные даты на другие месяцы года и не доставлять лишних хлопот ни себе ни людям. Однако, по каким-то причинам, в течение многих лет еврейский народ соблюдает эти непростые и длинные празднества не меняя порядок и не сокращая время их проведения. В чем же смысл непрерывающегося процесса молитв и специальных ритуальных действий, обязательных для каждого еврея во время праздников месяца Тишрей? Почему же столько дней подряд мы исполняем некое священное действие как бы удаляясь из этого мира? Попытаемся дать ответы и пояснения на поставленные выше вопросы с точки зрения причинно-следственных материальных и духовных связей непрерывного и перманентного процесса, начало которого называется Рош ха Шана. Суть в том, что все пять осенних праздников связаны между собой одним сложным порядком неразрывных в своей последовательности действий, которые могут рассматриваться как одно событие или как один праздник: рождение или перерождение человека. Попробуем разобраться в сказанном. Первым в череде праздников стоит еврейский Новый ( это не совсем новый в обычном понимании этого слова, ведь надо учесть, что это седьмой месяц года)-Рош ха Шана. Мы отмечаем эту дату в день рождения первого человека- Адама, суть которого-наша Общая Душа. Каждый год в эти дни наша индивидуальная душа согласно Традиции должна вернуться к месту своего создания или к своему источнику. Все еврейские души должны подняться вверх для учета и отчета перед Творцом. Мы готовимся к этой дате как к путешествию наших душ. Целый месяц, предваряющий Рош хаШана, мы облегчаем им (душам) будущий нелегкий путь, стараясь вернуть им то состояние, в котором они пребывали до спуска в наш нижний мир, в наше тело. Этот процесс в иудаизме называется Тшува.Cсобственно, цель Творения или цель пребывания нас на земле и является Тшува-высоко осознанное духовное движение, цель которого вернуться к началу любого неверно выбранного вектора пути через покаяние. С приходом Рош –ха-Шана душа как бы покидает тело и в результате подъёма предстаёт перед Всевышним. Это движение происходит снизу-вверх от сфиры Малхут— самой нижней из Божественных эманаций к сфире Кэтэр, первой и верхней из созданных Творцом сфирот. Душа поднимается по путям Божественных эманаций снизу-вверх и каждый день подъёма соответствует своей сфире. Продолжается этот подъём десять дней по количеству сфирот, и этот период известен в еврейской традиции, как дни раскаяния. На десятый день в Йом Кипур –Судный День, она поднимается к самого верху и упирается в границу сотворённого и Божественного, попадая туда, где нет места ангелу смерти, зовущемуся Сатан. Впрочем, там не места и всем
другим бестелесным существам, а потому и обвинять нас некому и оправдываться нам не перед кем как кроме как перед Самим Предвечным. Этот день и является прообразом Олам Аба (Будущего Мира), где кроме Ашема, Торы и нас ничего нет. И мы не едим и не пьём в эти часы пребывания вне нашего Мира, не нарушая высшую чистоту. Этот день наибольшей удалённости души от нашего тела и одновременно наибольшей приближенности к Ашему . Это репетиция пребывания в будущем мире и реальность в одно время. И еврейские души объединяются в одну, которая прилеплена к самому Ашему и нет ничего между нами и им, кроме него самого. И дальше наши учителя объясняют, что душа наша после Йом Кипура поднимается ещё выше- вверх от самого верха. Звучит, как парадокс. Однако, всё ведь зависит от точки отсчета конкретного процесса. В данном случае наша душа, отчитавшись о своих деяниях перед Творцом и выслушав оглашённый ей вердикт, вынесенный Богом, готовится к спуску в предназначенное для неё тело. Душе нужно привести в состояние повышенной боевой готовности все её качества. В этом смысле максимального проявления всех качеств во время неестественного для души спуска и пребывания в тесном ограниченном сосуде-теле и есть движение вверх. Другими словами, это работа внутренних качеств души для выполнения поставленных Ашемом задач на очередной годовой цикл. Готовясь к приёму отчитавшейся и проинструктированной Ашемом души, мы приводим в состояния готовности тело-сосуд в течение четырех дней перед праздником Суккот. Прообраз этого процесса- четыре дня строительства Сукки или четыре мира, внутри которых, как по прозрачным (дождевым) веревочкам спускаются наши души, аккуратно проходя: мир Ацилут, мир Йецира, мир Брия и попадают в самый нижний мир Мир Асия. Нас нет четыре дня. Мы там наверху в далёких для человека мирах. Очищены и невидимы. Нас нет ещё на Земле. И нас уже нет на самом верху. Мы между небом и землёй. А по истечению четырёх дней сукка построена и все готово к реализации материализации Задуманного Проекта пребывания Бога в Нижних . Во времена Храма в первый день Сукота в Йерусалиме начинался весёлый праздник, основным компонентом которого была вода. Воду набирали из источника, расположенного внизу недалеко от Храма и несли вверх выливая её на жертвенник, откуда она лилась по специально сделанной канаве вниз к тому же источнику. И это движение отражало движение души перед входом в тело (см. Рош ха Шана и Йом Кипур). И следует сказать, что вода в этот праздник символизирует отход вод у женщины, готовой к рождению ребёнка, а Сукка- только что рождённого или перерожденного человека. Просветы, традиционно оставляемые в крыше Сукки соответствуют шести родничкам в голове ребёнка, которые символизируют шесть нижних сфирот Зеер Анпин для соединения со сфирой Малхут. Через роднички-просветы в Сукке, в течение семи дней Суккот-человек принимает возвращающуюся после четырнадцати дневного путешествия свою просветлённую после трепетной очной встречи с Ашемом душу, и это семь дней нашего пребывания в Сукке до праздника Шмини Ацэрэт. Становится понятно почему мы, согласно Торе, должны сидеть семь дней в сукке. Да потому, что мы и есть Сукка. А Шмини Ацэрэт суть Союза человека и Всевышнего. Таким образом завершается путешествие души за 22 дня, по количеству букв в еврейском алфавите: от алеф до тав. Итак, в первый день Суккот происходит первое соприкосновение и соединение очищенной Йом Кипуром души с телом. Этот процесс продолжается семь дней до Шмини Ацэрэт . Шмини Ацэрэт – восьмая и конечная остановка нашей души в нашем в теле. Но ведь известно, что восемь- это цифровое выражение бесконечности. Так в Шмини Ацерет происходит соединение бесконечного и ограниченного. Жизнь в гармонии бесконечного и ограниченного есть самое большое чудо на Земле. Весь год бесконечная душа, как птица в клетке, находится в человеческом теле, и каждый год она покидает тело для того, чтобы отчитаться перед творцом за проделанную ею работу. Так птицы стаями раз в год возвращаются к родным местам преодолевая громадные расстояния для того. чтобы в конце концов родить потомство в естественных и предусмотренных самой природой для этого условиях. А позже. когда птенцы взрослеют, они летят к местам своего годового проживания. По завершению этого духовного процесса нам позволено и мы готовы всем сердцем своим, всей душою своей и всем телом своим начиная новый годовой цикл чтения Торы после дня Симхат Тора произнести :«Берешит бара Элоким…»
Давид бен Мелех
Сан Диего
2022/5783