Часть 6. О наблюдателях
А теперь рассмотрим процесс строительства и разрушения Вавилонской башни в обсуждаемом нами аспекте.
Произошло разрушение, которое нивелировало возможности человеческого познания Творения. Конкретнее, произошли изменения в построенной Богом замкнутой системе существования мироздания с умалением возможностей послепотопных наблюдателей. И, чтобы сохранить человечество в изначально заданных параметрах и целях, надо было восстановить способности познавать Бога и идти к нему сознательно так же, как это было в самом начале человеческого путешествия. И Авраам был создан заменой Адаму и его наследию.
Строительство Вавилонской башни символизировало стремление людей достичь небес и стать равными Богу, что было проявлением гордыни. Это нарушало божественный порядок, так как люди пытались использовать свои знания и способности в эгоистичных целях.
Авраам был избран для восстановления прямой связи с Богом. Он стал первым, кто заново открыл монотеизм и начал строить народ, который будет нести знания о Боге и Его замыслах. Заключив завет с Богом, Авраам получил обещание многочисленного потомства и земли. Этот завет означал новое начало и миссию, аналогичную той, которую получил Адам. Авраам стал носителем божественных знаний и законов.
Через Авраама, Исаака и Яакова божественные знания передавались следующим поколениям. Этот процесс можно рассматривать как восстановление утраченной способности к познанию Бога, что было нарушено после разрушения Вавилонской башни. Таким образом, разрушение Вавилонской башни и последующий выбор Авраама можно рассматривать как две взаимосвязанные части божественного плана. Башня символизировала разделение и ограничение знаний, в то время как Авраам и его потомки получили миссию восстановить утраченные знания и вести человечество к сознательному познанию Бога и Его Творения.
Уточним детали. Человечество потеряло способность делать то, ради чего создавалось, а именно — сознательное продвижение к пониманию Божественной сущности Творения. Потеря этой способности в результате разрушения Вавилонской башни и последующая миссия Авраама — центральные темы в данном толковании. До разрушения башни люди были объединены общим языком и, возможно, общими знаниями. Они могли сотрудничать и стремиться к высоким целям, включая познание Божественного. Однако их гордыня и стремление стать равными Богу привели к вмешательству Бога, который разрушил башню и смешал языки, что привело к разделению и утрате единства знаний.
Бог выбрал Авраама для восстановления связи с Ним и для того, чтобы через него и его потомков вернуть человечеству утраченные способности к познанию. Авраам стал новым началом, носителем божественного завета и знаний. Вавилонская башня символизировала полную потерю связи с источником. Разделение на языки означало отсутствие получения прямых знаний, исчезновение наблюдателей. Мир перестал видеть и слышать. Бог был утерян. Продолжение существования системы стало невозможным. Вавилонская башня-это разрушение. В связи с этим возникла необходимость создания новой группы наблюдателей, и носителем был выбран Авраам, человек из Ура, способность которого видеть была наиболее структурно – приближённой к требованиям системы..
Последовательность создания новой группы наблюдателей описана в древних текстах следующим образом:
Авраам (замена Адаму)
Сара (замена Хаве)
Изменения имён с добавлением буквы “ה” (хей) аналогичны прямому вдыханию Бога в ноздри Адама для формализации последующих действий. Отбор (селекция) и передача знаний в виде Торы. Заключив завет с Богом, Авраам получил обещание многочисленного потомства и земли, что символизировало новое начало и миссию. Его потомки должны были стать носителями божественных заповедей и знаний, восстановить утраченные способности к сознательному продвижению к пониманию Божественной сущности Творения.
История о Вавилонской башне — это символический рассказ, передающий важные духовные и моральные уроки. Она подчеркивает опасности гордыни и стремления к равенству с Богом, а также последствия утраты единства и сотрудничества среди людей.
Божественное вмешательство: Независимо от буквальной или аллегорической интерпретации, история иллюстрирует, как Бог вмешивается в дела человечества, чтобы сохранить божественный план и направить людей на истинный путь. А точнее, соблюдение законов и порядка в той замкнутой системе, которую создал и назвал Творение.
А теперь представим себе, что группа людей, созданная как новый народ иврим, прекратит свое существование. Исчезнет ли мир?
Согласно некоторым каббалистическим учениям, народ Израиля играет ключевую роль в поддержании духовного баланса и гармонии в мире. Выполнение заповедей и духовная деятельность народа Израиля способствуют поддержанию связи между земным и божественным мирами.
Если предположить, что народ Израиля прекратит свое существование, это может привести к утрате духовного равновесия и гармонии. В метафизическом смысле, мир может стать более хаотичным и лишенным божественного руководства.
Иудаизм является основой для христианства и ислама. Исчезновение народа Израиля могло бы вызвать серьезные изменения и кризисы в этих религиях, что, в свою очередь, повлияло бы на миллиарды людей по всему миру.
Оба — Адам и Авраам — были созданы и избраны для поддержания божественного порядка и предотвращения хаоса через заключение завета, изменение имени (добавление буквы “ה”) и получение Торы их потомками. Их роль критически важна для существования Творения, так как через Авраама и его потомков были установлены законы и заповеди, которые должны были руководить человечеством и предотвращать возвращение хаоса. Существование и миссия Адама, Авраама и их потомков являются основополагающими для поддержания божественного порядка в мире. Их роль в передаче и соблюдении божественных заповедей и знаний предотвращает возвращение хаоса и обеспечивает гармоничное существование Творения. Таким образом, их продолжение и преемственность действительно можно рассматривать как залог существования Творения.
Построение Вавилонской башни было актом попытки уничтожения последователей Адама, а значит и само сопротивлению божественному порядку.
В книге Бытие, первоначальный хаос (“тоху вэ-боху”) предшествует Божьему акту творения, где порядок создается из хаоса путем разделения света от тьмы, воды от суши и т.д. Строительство и последующее разрушение Вавилонской башни могут быть интерпретированы как повторение этого цикла на уровне человеческой истории — из хаоса (единого человеческого сообщества без разделения) через стремление к порядку (постройка башни) возвращается к хаосу (разделение на разные народы и языки).
Эта аналогия подчеркивает, что в библейском тексте Бог использует хаос не только как наказание, но и как способ переосмысления и изменения путей человеческого развития. Разрушение башни возвращает человечество к исходному состоянию разделённости, но также открывает путь для новых начинаний и развития различных культур и обществ. Это служит напоминанием о том, что человеческие попытки превзойти или обойти божественный план могут привести к непредвиденным последствиям и изменениям в порядке мира.
Разрушение башни и смешение языков привели к утрате коллективных знаний и способностей, которые восходили к Адаму. Люди стали разделены и утратили единство, что ослабило их.
На протяжении веков еврейский народ, подобно яркой путеводной звезде, освещал путь человечеству, несмотря на бесконечные волны гонений и преследований, стремящихся погасить этот свет. Антисемитизм, как тёмная туча, стремился затмить это сияние, подрывая священную миссию еврейского народа и нарушая божественный порядок, который он нес миру.
Антисемитизм — это не просто акт ненависти, это вызов самому божественному порядку мироздания. Противодействие миссии еврейского народа, стремлению сохранить и передать божественные заповеди, разрушает основы духовного и морального руководства, ведя мир к дестабилизации и хаосу.
Эта точка зрения акцентирует значимость миссии еврейского народа в сохранении гармонии и порядка на Земле. Противостояние антисемитизму становится не просто необходимостью, а священной обязанностью каждого, кто стремится к духовному и моральному возрождению.
В каббалистической традиции АК предстает как первозданный духовный человек, первая эманация Бога, вобравшая в себя все аспекты творения. Он является архетипом всего человечества, играя ключевую роль в поддержании существования мира. АК, как наблюдатель, поддерживает порядок и гармонию через своё бытие и связь с божественным. Его роль заключается в установлении связи между божественным замыслом и физической реальностью, подобно тому, как квантовый наблюдатель определяет состояние системы.
В квантовой механике наблюдатель не просто пассивно фиксирует события, но активно влияет на состояние системы, выбирая из множества потенциальных возможностей. Он играет ключевую роль. Состояние квантовой системы не определено до тех пор, пока не произойдет акт наблюдения, что приводит к “коллапсу волновой функции” и фиксации определенного состояния. В этом контексте АК может быть воспринят как космический наблюдатель, чьи действия и восприятие формируют характер реальности на макроуровне. Эта идея перекликается с каббалистическим учением о том, что АК содержит в себе все души, которые когда-либо существовали или будут существовать, подчеркивая его роль как универсального наблюдателя и творца структуры вселенной. Его центральное место в процессе мироустройства подчеркивает, что его восприятие и осознание напрямую влияют на реализацию потенциальных состояний реальности.
Существует убеждение, что мир продолжает существовать благодаря соблюдению божественных заповедей и поддержанию порядка, который обеспечивают наблюдатели. Пока существуют наследники АК, такие как Авраам и его потомки, мир сохраняется в гармонии. Иными словами, человечество видит мир глазами Адама и его последователей, интерпретируя и воспринимая реальность через призму установленных ими духовных и моральных принципов. Их задача заключается в сохранении божественного порядка и гармонии через выполнение и передачу духовных законов и знаний. Существование этих наблюдателей и выполнение ими своей миссии гарантируют продолжение и стабильность Творения.
После разрушения Вавилонской башни, когда человечество было рассеяно и языки смешаны, появление Авраама символизировало новое начало и возобновление связи человечества с Божественным. В этом смысле Авраам, как наблюдатель, становится центральной фигурой в восстановлении порядка и передачи божественных знаний и воли следующим поколениям. Он не только основывает народ, который станет израильтянами, но и символически восстанавливает порядок, утраченный после строительства башни и её последующего разрушения. Это придает новое измерение его роли как прародителя и духовного лидера, чьи действия и вера направляют будущее человечества.
Коллективный наблюдатель.
Еврейский народ можно рассматривать как коллективного наблюдателя, который через соблюдение Торы и божественных заповедей поддерживает существование мира. Попытки уничтожить еврейский народ как коллективного наблюдателя могут рассматриваться как угрозу стабильности и самому существованию мира. Без наблюдателей, поддерживающих божественный порядок, мир может вернуться к состоянию хаоса и неопределенности.
Выводы:
Таким образом, роль Адама и его наследников, начиная с Авраама и его потомков, критически важна для существования и поддержания божественного порядка в мире. Их миссия заключается в передаче и соблюдении божественных заповедей и знаний, что предотвращает возвращение хаоса и обеспечивает гармоничное существование Творения. Антисемитизм и сопротивление их миссии представляют угрозу этому порядку, что подчеркивает важность их защиты и поддержки.
Ссылки
[1] Согласно иудейской традиции и временным рамкам, принятым в классическом иудейском летоисчислении:
Вавилонская башня: Постройка Вавилонской башни (Мигдаль Бавель) традиционно датируется примерно 1996 годом до нашей эры, что соответствует 1765 году по иудейскому летоисчислению (после создания мира).
Рождение Авраама: Авраам (Авраам Авину) родился в 1948 году после создания мира, что соответствует примерно 1812 году до нашей эры. Таким образом, Авраам появился на свет спустя 48 лет после смешения языков и рассеяния народов, имевших место при строительстве Вавилонской башни. Это событие символизирует начало новой эпохи в истории человечества, когда уже существовало множество различных языков и культур.
В книге (Берешит 17:1-5) описано, как Бог явился Аврааму, заключил с ним завет и изменил его имя с Аврама (אַבְרָם) на Авраама (אַבְרָהָם), добавив букву “ה“. Эта же буква была добавлена и к имени его жены Сары.
Строительство Вавилонской башни продолжалось около 43 лет. В Талмуде (Санхедрин 109a) упоминается о длительном периоде строительства и о том, что это предприятие объединяло людей разных народов в стремлении к достижению общих целей.
Союз Сары и Авраама в иудаизме рассматривается как важная часть Божественного замысла. Вместе они исполнили волю Бога, включавшую рождение Исаака (Йицхака), через которого продолжилась линия патриархов.
Буква “ה” (хей) была добавлена к имени Авраама, знаменуя новый этап в его жизни. Этот этап ознаменовался заключением Завета между ним и Богом, а также обещанием благословения в виде многочисленного потомства и великого народа. В иудаизме изменение имени влечет за собой изменение судьбы. В иврите буква “ה” ассоциируется с дыханием и жизнью, обозначая новое начало и обновление, дарованное Аврааму и его потомкам.
Изменение имени Сары также имело глубокий смысл. Буква “י” в имени Сарай могла символизировать ее прошлое и прежнюю роль. Удаление этой буквы и включение “ה” (хей) указывало на переход к новому духовному состоянию, подкрепленному божественным вмешательством. Буква “ה” также указывает на присутствие Бога. Замена “י” на “ה” принесла новое вдохновение и божественный дух, как в случае с Авраамом. Это подчеркивало роль Сары в божественном плане и ее участие в Завете.
Включение буквы “ה” (хей) в имена Авраама и Сары являлось знаком божественного благословения и духовного возвышения, указывая на их новую роль и предназначение в исполнении божественного замысла.
Согласно Торе, два народа были созданы в разное время благодаря уникальным божественным вмешательствам. Все человечество ведет свое происхождение от Адама, первого человека, сотворенного Богом. Потомки Адама и Евы размножились и заселили землю, что охватывает все народы мира. Второй народ, о котором повествует Тора, народ Израиля, берет свое начало от Авраама. Бог заключил Завет с Авраамом, обещая ему, что его потомки станут великим народом. Этот завет был подтвержден через Исаака (Йицхака) и Иакова (Яакова), который позже получил имя Израиль. Потомки Иакова стали двенадцатью коленами Израиля.
Таким образом, согласно Торе, все человечество происходит от Адама, а народ Израиля был создан и выделен как особый народ через Авраама, с которым Бог заключил Завет, даруя ему и его потомкам особое предназначение.
После потопа, когда воды отступили, и земля вновь обрела свое дыхание, Бог заключил Завет с Ноем и его сыновьями, распространив его на все человечество (Бытие 9:8-17). Основные положения этого Завета включают запрет на убийство и установление судебной системы, а также обещание Бога больше не уничтожать землю потопом. О потопе я упоминал ранее. Вполне естественно не повторяться потопу, так как атмосфера земли была полностью изменена, лишившись околоземных вод.
Бог заключил особый Завет с Авраамом, даруя ему многочисленное потомство и землю Ханаан (Берешит, 15 и 17). Этот завет включал обещание, что через его потомков будут благословлены все народы земли (Берешит 12:2-3, 17:4-8). Речь идет о создании новой группы наблюдателей, и вся история повторяет действия с Адамом и Хавой.
Исаак (Ицхак) не был послан непосредственно в Ур Халдейский (родину Авраама) для поиска жены. На самом деле, Авраам послал своего слугу Элиезера в город Нахор в Падан-Арам (Харан), чтобы найти жену для Исаака из своей родни (Бытие 24). Основная причина выбора именно этой области и родни заключается в нескольких аспектах. Авраам верил, что Бог направит его слугу в правильное место и поможет ему найти подходящую жену для Исаака. Молитва слуги Элиезера и чудесные события, приведшие к встрече с Ребеккой (Ривкой), подчеркивают божественное вмешательство в этот процесс (Бытие 24:12-27).
Выбор жен для патриархов Авраама, Исаака и Яакова представлял собой строгое следование определенным критериям, что можно рассматривать как форму селекции. Авраам, Исаак и Яаков искали жен среди своих родственников, чтобы сохранить определенные духовные и моральные ценности внутри семьи. Это помогало поддерживать религиозные традиции и убеждения. Существовало явное стремление избежать браков с другими местными народами, которые практиковали идолопоклонство и имели иные религиозные и моральные нормы. Это помогало предотвратить ассимиляцию и утрату уникальной идентичности и веры.
Можно предположить, что генетически потомки Авраама, Исаака и Яакова могли отличаться от других народов в силу их изоляции и внутрисемейных браков, что могло ограничить генетическое смешение с другими этническими группами. Это также могло способствовать сохранению уникальных генетических черт. Практика браков внутри семьи или родственного круга, как в случае с Авраамом, Исааком и Яаковом, могла привести к более гомогенному генетическому пулу среди их потомков. Это могло способствовать передаче определенных генетических характеристик.
Представьте себе, что буква “ה” (хей) — это не просто символ, а ключ к тайнам генетического кода, скрытого в глубинах человеческой сущности. Когда Бог добавил эту букву к именам Авраама и Сары, Он словно вписал новую главу в “книгу жизни”, изменив саму ткань их существования. Это изменение не просто касалось их имен, но и глубоко преобразовало их сущность и судьбу, влияя на их потомков и на весь народ.
С точки зрения современной науки, генетические изменения передаются через поколения, принося с собой адаптации, которые усиливают выживаемость и процветание. В этом свете добавление “ה” можно видеть как метафору для генетической мутации, которая наделяет потомков Авраама и Сары уникальными качествами.
Возможно, Бог использовал этот символ как послание для будущих поколений, чтобы они, обладая более глубоким пониманием биологии и генетики, смогли увидеть в этом акте нечто большее, чем просто изменение имени. Это могло бы быть своего рода “божественным кодом”, который должен был быть расшифрован позже, когда человечество будет готово к этому.
Буква “ה” в иврите связана с понятием дыхания и жизни, что символизирует вдохновение, жизнь и новый порядок вещей. Это изменение может указывать на обновление или перезапись на генетическом уровне, словно Бог вписал новую строку в “книгу жизни” каждого человека.
Вдохновение жизни в Адама и добавление буквы “ה” к именам Авраама и Сары можно рассматривать как схожие акты божественного вмешательства. В книге Бытие (Берешит 2:7) говорится, что Бог создал человека из праха земного и вдохнул в его ноздри дыхание жизни, и человек стал живой душой. Этот акт оживления символизирует начало человеческой жизни и духовного сознания.
В обоих случаях действия Бога приводят к началу новой эры. В случае Адама — это начало человечества, а в случае Авраама и Сары — начало нового социума, избранного Богом для исполнения ролей наблюдателей. Когда Бог вдохнул жизнь в Адама, это не просто оживило его, но и наделило его определёнными знаниями и пониманием сути Творения. Адам стал носителем божественной мудрости и знаний о мире.
Авраам и Сара получили роли, аналогичные ролям Адама и Хавы. Это могло означать, что они были наделены особенными знаниями и пониманием сути Творения, что позволило им стать основателями новой группы людей — наблюдателей. Изменение имён Авраама и Сары есть ступень передачи божественных знаний и мудрости, подобно тому, как Бог вдохнул жизнь в Адама. Буква “ה”, добавленная к их именам, может символизировать этот акт передачи божественного дыхания и мудрости.
Как Адам и Хава были первыми людьми, начавшими человеческую историю, так и Авраам и Сара стали первыми в истории нового избранного народа, призванного нести божественные знания и ценности миру. Их понимание сущности Творения могло играть ключевую роль в этой миссии. Авраам и Сара, подобно Адаму и Хаве, получили знания о сущности Творения, которые позволили им понимать глубинные законы мира и природу божественного вмешательства. Эти знания могли быть переданы их потомкам, формируя основу для духовных и моральных учений еврейского народа.
Таким образом, гипотеза предлагает глубинное понимание символизма изменения имен и роли Авраама и Сары в божественном плане. Эта точка зрения подчеркивает важность передачи божественных знаний и мудрости через поколения и роль патриархов в сохранении и распространении этих знаний.